Пока конструкция тормозной системы не дополнилась таким узлом как вакуумный усилитель, водитель вынужден был прилагать постоянные немалые усилия на продавливание педали тормоза. А чтобы затормозить экстренно, это усилие должно было быть просто титаническим.
Однако все в этом мире подвержено постоянным изменениям. Именно это произошло и в плане усложнения конструкции одной из главных систем, обеспечивающих активную безопасность автомобиля – тормозной.
Сначала в ней возникли механические помощники, в частности, в виде вакуумного усилителя тормозов, чтобы затем многократно совершенствоваться в направлении появления разнообразных ассистентов на базе электронных компонентов и заложенных в них алгоритмов:
- ABS – системы, препятствующей блокированию колес при торможении;
- EBD – системы, обеспечивающей перераспределение тормозных усилий на колесах автомобиля;
- BA (EBA, BAS) – системы, управляющей процессом экстренного торможения.
В данной статье затрагивается тема использования вакуумного усилителя тормозов и вопросы, которые связаны с его работой.
Принцип работы тормозного усилителя Mazda 3
В основу функционирования вакуумного усилителя тормозов Мазда 3 положен принцип гарантирования разности уровней давления в вакуумной и атмосферной рабочих камерах, за счет разрежения газов во впускном коллекторе двигателя, который и является его, разрежения, источником.
В случае, когда данное устройство прекращает корректно работать, дееспособность тормозной системы в целом не нарушается. Однако для осуществления управляющих воздействий, то есть для нажатия педали тормоза, придется прикладывать большие усилия.
По сути своей конструкции вакуумный усилитель тормозов не очень сложен и объединен в общий блок с главным тормозным цилиндром (ГТЦ). Корпус усилителя разделяется при помощи специальной диафрагмы на две части:
- вакуумную камеру, расположенную со стороны ГТЦ, и соединенную с помощью обратного клапана с коллектором впуска;
- атмосферную камеру со стороны тормозной педали.
Неработающий двигатель – причина не функционирующего вакуумника, из-за конструктивных особенностей. Он работает исключительно при включенном моторе, ведь источником разрежения является часть впускного коллектора силового агрегата, расположенная за дроссельной заслонкой.
В Мазде 3, на которой устанавливаются дизельные моторы, чтобы гарантировать работу вакуумника во всех режимах движения, используется вакуумный насос, который является источником разрежения.
В исходном положении вакуумного усилителя подразумевается равновеликое давление в обеих его камерах. Когда нажимается тормозная педаль, усилие с нее, благодаря толкателю, подается на следящий клапан, перекрывающий канал, который соединяет между собой обе камеры.
Дальнейшее смещение клапана приводит к тому, что атмосферная камера получает доступ к атмосфере и разрежение в ней падает. Образовавшаяся разница давлений оказывает воздействие на диафрагму и через преодолеваемое сопротивление пружины смещает рабочий шток поршня основного тормозного цилиндра.
В результате действия автомобильного усилителя тормозов возникает значительное добавочное усилие на штоке поршня, прямо пропорциональное усилию, которое прилагается к тормозной педали. Если говорить более понятным языком, то чем интенсивнее водитель Мазды 3 продавливает тормозную педаль, тем вакуумный усилитель тормозов более эффективно работает.
Когда торможение окончено, происходит выравнивание в обеих камерах, а диафрагма, толкаемая возвратной пружиной, оказывается в своем первоначальном положении. Применение усилителя сопровождается ростом дополнительного усилия на шток, которое чаще всего в три, а то и в пять раз превышает усилие ноги среднестатистического водителя.
Если необходимо нарастить мощность вакуумника, то этого можно достичь двигаясь по одному из путей:
- увеличить диаметр диафрагмы, а значит и диаметр корпуса усилителя;
- нарастить количество камер, что более приемлемо, поскольку не так сильно отразится на габаритных размерах всей конструкции.
Возможные неисправности усилителя, его проверка
Чаще всего о дальнейшей эксплуатации усилителя приходится задумываться в случаях, когда:
1. Произошла его разгерметизация, либо когда оборвался шланг, соединяющий коллектор силовой установки автомобиля с вакуумным усилителем. Обычно при такой неисправности слышно характерное шипение выходящего под давлением воздуха из системы. Необходимо проверить шланг на целостность, а также крепящие его хомуты на надежность крепления.
2. Возможна внутренняя неисправность вакуумного усилителя, заключающаяся в разорванной диафрагме или же в постаревшей резине клапанов. Именно в этом случае клапан «стравливает» воздух, поскольку прекращает выдерживать рабочее давление системы.
Чтобы убедиться в работоспособности тормозного усилителя, достаточно обратить внимание на некоторые моменты.
Если вдруг стал «троить» мотор, первым делом стоить обратить внимание на исправность именно вакуумника, ибо из-за его разгерметизации во впускной коллектор начинает подсасываться воздух, что приводит к значительному обеднению воздушно-топливной смеси, делая нормальную работу двигателя невозможной.
Есть и еще один способ диагностики работоспособности вакуумного усилителя тормозной системы. На неработающем моторе необходимо педалью тормоза сделать от 4 до 6 качков, зафиксировать педаль в среднем положении ее хода и завести двигатель.
В случае, когда зафиксируете «провал» педали, то есть ее движение вниз, к полу, усилитель исправен. А вот при неподвижной педали пора задуматься о ремонте, либо о замене узла, своей работой значительно облегчающего повседневную жизнь водителя.
На что еще необходимо обратить собственное внимание, так это на имеющиеся подтеки на корпусе вакуумника, обязательно следует выяснить причину, по которой они появляются.
В конце отдельно стоит сделать акцент на том, что в принципе ремонт вакуумного усилителя тормозов возможен. Для этого применяются специальные ремонтные комплекты, однако по сути он совершенно нецелесообразен, именно поэтому при выходе его из строя рекомендуется приобретать эту запасную часть в сборе.
Оригинальный номер вакуумного тормозного усилителя для Мазда 3 – BP4L43950E.