Как гласит известное крылатое выражение, личный автомобиль давно не считается роскошью, а является средством передвижения. Передвигаться на нем сегодняшние автолюбители желают с максимальным комфортом, что невозможно без обеспечения оптимального микроклимата в салоне машины, при помощи системы кондиционирования автомобиля — климат контроль.
Функции по регулированию микроклимата выполняет (ныне уже стандартный) автомобильный кондиционер или современные автоматизированные системы климат контроля. В чем заключаются их преимущества и отличия от обычных систем кондиционирования?
Обычный кондиционер для автомобиля – довольно несложное устройство, функцией которого является охлаждения воздуха, обеспечение его циркуляции, устранение неприятных запахов, влажности в салоне авто.
Принцип его функционирования не отличается от системы контроля климата, являющейся, по сути, усовершенствованным кондиционером, предназначение которого заключается в поддержании комфортной температуры салона. Существенное отличие представляет лишь тип управления климатом.
Основное функциональное назначение кондиционера – охлаждение, а не поддержание постоянного температурного режима в салоне, поэтому все операции по установлению, поддержанию необходимых параметров (температуры и направления воздушных потоков, скоростного режима вращения вентилятора и др.) водителю придется выполнять вручную – по принципу: «жарко – включил, холодно – выключил».
В отличие от механических систем кондиционирования функции по управлению автоматическими или полуавтоматическими устройствами контроля климата выполняет электроника.
Автомобильная система кондиционирования (климат контроль)
Как следует из названия, автоматическое управление или, проще говоря, система кондиционирования Мазда — «климат контроль», обеспечивает постоянство температурного режима внутри салона автоматически – при помощи температурных датчиков и программы управления.
От водителя требуется задать предпочтительные параметры, а дальше, как говорится, дело техники: считывая показания датчиков, электронные устройства системы управления поддерживают установленные параметры, регулируя температуру подаваемого воздуха, вращение вентилятора и др.
Установка системы включает следующие основные элементы: электронная система или блок управления, температурные датчики и блок климат-контроля.
Датчики климат контроля
Датчики температуры располагаются в различных точках машины; исходя из их количества в салоне, устройства климат контроля подразделяются на двух-, трех- и четырехзонные.
Целиком автоматизированное управление системой климат-контроль автомобиля, имеет несколько температурных датчиков; наиболее простая система оснащена одним, как правило, встроенным в панель управления, хотя и этого достаточно, чтобы обеспечить автоматическое функционирование.
Однако чем больше данных поступает в систему управления, тем эффективнее она поддерживает заданные параметры. Наличие нескольких датчиков позволяет осуществлять не только контролирование за системой, но и анализ температурных показателей в разных местах салона и создавать несколько отдельных климатических зон. Например, отдельно для водителя и отдельно для зоны, где расположено детское автомобильное кресло.
Впрочем, на практике в небольших автомобилях сложно сформировать даже две температурные зоны, отличающиеся на несколько градусов.
Таким образом, чем просторнее салон, тем эффективнее работа более сложных, дорогостоящих систем климатического контроля.
Помимо этого подобные устройства оснащены фотодиодом (датчик интенсивности солнечной радиации), наружным датчиком температуры, позволяющим определять величину температурных перепадов снаружи и внутри салона, тем самым регулируя работу охлаждающей и отопительной систем климатической установки, собственным датчиком, определяющим температуру смешанных воздушных потоков на выходе элементов блока отопителя-кондиционера.
Блок системы кондиционирования автомобиля Мазда
Блок отопителя-кондиционера, или блок климат-контроля, является, образно говоря, «кухней» по приготовлению воздуха необходимой температуры. Именно здесь холодные воздушные потоки преобразуются в горячие и наоборот за счет смешения воздуха разной температуры. Также функцией данной системы является подача необходимого количества воздуха в нужных направлениях.
Качественные климатические установки обеспечивают минимум 5 комбинированных вариантов направления воздушных потоков. А последние модели способны одновременно подавать воздух с разной температурой в различных направлениях (например, горячий в ноги, прохладный – на лицо).
Собственно только подобная схема, в отличие от примитивных недорогих систем кондиционирования, позволяет реализовывать оптимальное управление климатом в полностью автоматическом режиме.
Для этого должна иметься возможность оперативно изменять температуру воздушных потоков на выходе блока климат-контроля. По этой причине именно особенности конструкции и управления данным блоком определяют главное отличие между системами кондиционирования Мазда различного типа.
Управление контролем конционирования
Непосредственное управление климат-контролем осуществляется посредством микропроцессорного устройства с заложенной программой, учитывающей разнообразные параметры оптимальных климатических условий (от знойного лета до холодной зимы). Это «мозг» автоматизированной системы контроля климата, управляющий работой блока климат контроля, основываясь на показаниях датчиков.
Электронный блок управления климат-контролем в автоматическом режиме подбирает и поддерживает такие параметры, как температура воздуха, а также направление и сила его подачи, при этом учитывая их сочетания, поскольку некоторые из них могут быть как минимум неприятны или вообще вредны для людей, находящихся в салоне.
Разумеется, полностью автоматизированное управление климат-контролем не исключает возможности ручного корректирования климатического режима.
Установка системы кондиционирования автомобиля Мазда
На современных авто системы климатического контроля предусмотрены стандартной комплектацией или устанавливаются дополнительно. Установка климат контроля – довольно сложная операция, которую лучше доверить специалистам.
Ведь даже не каждый современный автомобиль подходит для установки этой системы. Большинство отечественных моделей вообще не располагают местом, позволяющим разместить блоки климат-контроля.
К тому же автоматизированное устройство климат контроля – опция не дешевая. Ее стоимость прямо пропорциональна количеству датчиков. Качественные климатические устройства стоят до 1500 долларов, а установка климат-контроля обойдется Вам еще дороже.
Последнее время авторынок переполнен разнообразными системами кондиционирования и климат контроля. Предлагают даже варианты кондиционера с опцией климат-контроля, что не сильно отличается от велосипеда с функциями авто – оснащенного фарами.
При этом следует помнить об основной, отличительной функции системы климатического контроля, – а именно об оптимальном автоматическом управлении микроклиматом в салоне машины.
Что касается панели управления, здесь необходимо вспомнить, что за «приготовление» микроклимата отвечает неприметный на первый взгляд блок климат-контроля. Особенности его конструкции определяют эффективность управления климатом. Поэтому «навороченная», похожая на новогоднюю елку, панель управления является всего лишь приманкой для несведущего потребителя.
Также в числе маркетинговых «достоинств» климатических установок указывают широкий диапазон температурного регулирования – от 15 до 30 °C. Однако оптимальный диапазон рабочей температуры, комфортной для водителя, – от +17 до +27 градусов Цельсия (в среднем около 20 °C), а поддержание в автомобильном салоне температуры +15 °C в жаркую погоду, практически невозможно.
Подводя итог вышесказанному, стоит отметить, что по сравнению с автоматизированной климатической установкой автомобильный кондиционер обойдется вполовину дешевле. Но от микроклимата в автомобильном салоне не только зависит комфорт поездки – он влияет на внимание, сосредоточенность водителя, а значит, на безопасность вождения.