Многие начинающие водители часто задаются вопросом о том, что за приборы находятся в системе выпуска отработанных газов и зачем они там нужны.
Для этого достаточно вспомнить экологические требования, предъявляемые к двигателям 15 – 20 лет тому назад и сравнить их с сегодняшними нормами. А вот чтобы соответствовать этим жёстким нормативам к выхлопным газам и предназначены катализатор, лямбда-зонд и сажевый фильтр. Эти элементы выпускной системы автомобиля намного сложнее, чем глушитель и резонатор.
Катализатор выхлопных газов Мазда
Начнём с катализатора, более грамотное название которого звучит так: каталитический нейтрализатор выхлопных газов. Само название подсказывает его назначение – нейтрализация вредных веществ в выхлопных газах автомобиля. Если упрощённо, то он представляет собой решётку с активным веществом, вступающим в реакцию с ядовитыми веществами и нейтрализующим их.
Работает он долго и эффективно, а повреждается от несгоревшего топлива. Откуда берётся это топливо – вопрос к исправности топливной системы или приборов пуска двигателя. Некоторые водители вместо того, чтобы отремонтировать систему питания или пуска попросту выбрасывают катализатор. Сделать это можно, но могут начаться проблемы с техосмотром.
Одной из причин неисправности системы питания, из-за которой и выходит из строя катализатор, является переобогащение горючей смеси, состав которой регулирует лямбда-зонд. Выход его из строя сопровождается увеличением расхода топлива и сгоранием катализатора.
Лямбда-зонд Мазда
Лямбда-зонды бывают трёх типов: циркониево-оксидный, воздушный и титановый. Самый дешёвый и малоэффективный из них циркониево-оксидный, который ничего важного не определяет, а только сообщает ЭБУ двигателя, когда соотношение воздуха к бензину равно или не равно 14,7:1 (нормальная горючая смесь). Определить насколько смесь богатая или бедная с этим лямбда-зондом невозможно.
Более толковым является воздушный лямбда-зонд, который уже может вычислить соотношение воздух-топливо с большой точностью в интервале 12 – 18 и выдать эти данные в ЭБУ. А блок управления двигателя уже знает, как и насколько нужно обеднить или обогатить смесь.
Но у него есть небольшой конструктивный недостаток. Со временем каналы возле выхода жгута проводов закупориваются грязью, в результате чего показания с лямбда-зонда не соответствуют действительным. Двигатель начинает капризничать, но лечение очень простое – достаточно очистить лямбда-зонд снаружи, и всё вернётся в норму.
Самым эффективным и беспроблемным является титановый лямбда-зонд, который не нуждается в атмосферном кислороде для сравнения и выдающий сопротивлениеа не напряжение, зависящее главным образом только от концентрации кислорода в выхлопных газах.
Лямбда-зонд без проблем работает в любых условиях сильного загрязнения и не требует наружного воздуха, что снижает риск отказа в результате дорожных условий. Если у вас будет право выбора типа лямбда-зонда, то вы уже в курсе, на котором остановить внимание. Тем более, что лямбда-зонд нельзя выбросить, как катализатор без последствий для ЭБУ и двигателя.
Сажевый фильтр Мазда
Следующим очень важным элементом выпускной системы является сажевый фильтр, который впервые начали устанавливать на дизельные двигатели с 1993 года. Назначение его видно из названия – нейтрализация СН (так называемой сажи) в выхлопных газах. Рассчитан FAP (сажевый фильтр) в среднем на 150 тыс. км пробега. Но его ресурс при использовании плохого, некачественного топлива может резко сократиться.
По идее в ЭБУ двигателя заложена программа регенерации FAP, то есть прожигание дополнительной порцией топлива, это хорошо заметно при работе на холостых оборотах. Некоторые автовладельцы плавающие обороты ошибочно воспринимают, как неисправность топливной аппаратуры, не понимая, что это и есть регенерация сажевого фильтра.
При использовании некачественного топлива или из-за технических проблем регенерация невозможна, а специальная промывка для FAP не гарантирует его восстановление. Признаками неисправности сажевого фильтра являются: потеря тяги, плавающие обороты холостого хода и загорание сигнальной лампочки «Cheek” с переходом двигателя в аварийный режим.
Иногда может отключаться противозаносная система. При наличии манометра с вольтметром и элементарных знаний устройства автомобиля можно попытаться самому проверить состояние FAP по перепаду давления до фильтра и после него.
Отрицательный перепад, как правило, свидетельствует о неисправности фильтра, тем более, если при увеличении оборотов перепад давления не изменяется. Но таким образом можно определить исправность только нового FAP. Состояние фильтра б/у проверить вообще невозможно, поэтому связываться с такими фильтрами не стоит. У исправного фильтра перепад давления должен быть положительным с показаниями 0.4, 2, 2.5 и увеличиваться с увеличением оборотов.
Если перепад отрицательный, то возможно перепутаны трубки датчика или датчик был поддавлен при забивании фильтра. Это можно вылечить переобучением датчика или его заменой. Состояние FAP можно ещё определить по разности температур на входе и выходе фильтра.
Если разность температур превышает 10°, то это говорит о том, фильтр или очень хорошо вымыт или вместо него что-то уже вставили. Сам датчик дифференцированного давления проверяется при помощи вакуумметра и вольтметра. Если датчик исправен, а перепад давления отрицательный или отсутствует совсем, то в этом случае или фильтра нет, или стоит специальная электронная обманка.
Для того чтобы это обнаружить придётся частично, а возможно полностью разобрать салон автомобиля и добраться до ЭБУ.
Ремонт сажевого фильтра
Ремонтом сажевых фильтров, как правило, никто не занимается, так как промывка сажевого фильтра бесполезна, а очистка помогает только в случае физической проблемы с двигателем. FAP по выработке своего ресурса меняется, при замене старого на новый просто идёт сброс показаний ЭБУ.
Иногда можно найти вполне работоспособный фильтр б/у (как правило с аварийных автомобилей). В таком случае при его установке первые 10 – 15 км пробега записывается перепад давления и высчитывается процентное содержание сажи, т.е. производится калибровка, чтобы ЭБУ не воспринимал фильтр б/у как новый.
В дальнейшем для его регенерации необходимо проехать в штатном режиме 30 – 100 км в зависимости от заполнения фильтра сажей. Но если после установки фильтра белого дыма в выхлопной трубе нет, а уровень масла не растёт, то можно ничего не делать.
И помните, что удаление сажевого фильтра с последующей перепрошивкой ЭБУ возможно, но не на всех автомобилях. Поэтому прежде чем принимать решение по его удалению следует проконсультироваться у специалистов сервисных центров.
Не забудьте так же осмотреть выпускной коллектор двигателя на предмет ржавчины.
Видео по теме катализатор