Тормозной системе отводится важная роль в автомобиле. Несмотря на всю её важность, большинство водителей пренебрегают обслуживанием тормозной системы, в частности тормозного суппорта, максимум производя замену колодок и проверяя уровень жидкости.
В целом тормозная система на Mazda 3 включает в себя: цилиндр, гидроусилитель, дисковые передние (иногда и задние) тормозные механизмы, барабанные задние. Все составляющие системы условно можно разделить на тормозной механизм (исполнительная часть) и привод (часть передающая усилие ноги при нажатии педали тормоза).
Роль каждого элемента в системе строго определена. Водитель выжимает педаль тормоза. Усилитель тормозов, усиливая нажатие, через распределитель тормозного усилия, передаёт на цилиндр каждого колеса.
Главный тормозной цилиндр повышает давление жидкости в системе тормозных магистралей. По ним давление передаётся на тормозной суппорт. Заполняя цилиндр механизма, давление жидкости начинает выталкивать поршень, прижимающий колодками диск.
Конструкционные особенности и типы суппортов Мазда
Суппорт является важным элементом передних тормозов. Он производит соединение колодки и тормозного диска при нажатии педали тормоза. При нажатой педали тормоза, колодки за счет силы трения стопорят диск. Который в свою очередь через ступицу останавливает колесо и в целом всю машину.
К сожалению механизма, отводящего колодки в обратное состояние после произошедшего соединения нет. Основную работу по торможению осуществляет именно тормозной суппорт, который осуществляет прижатие между собой колодки и диска. В данном процессе диск и колодки пассивные участники.
По конструкции различают два типа суппортов: жёсткозакреплённый (фиксированный) и плавающий.
Фиксированный тип
Тормозной суппорт фиксированного типа крепился на поворотный кулак неподвижно. Поршни фиксированного типа располагались по одному с каждой стороны диска. Каждый поршень давил на колодку со своей стороны.
Механизм фиксированного суппорта из-за большого количества деталей стоит дороже, чем плавающий. Тормозные колодки жёстко закреплённой скобы при удалённом непарном фиксаторе могут скользить. При осуществлении замены колодки тормозной механизм можно не снимать. При торможении колодки концами упираются в поверхность опоры скобы.
Плавающий тип
Плавающий тормозной суппорт на Мазда устроен достаточно просто. Обычно он оснащён одним поршнем (некоторые модели автомобилей имеют два поршня). Плавающий механизм крепится к поворотному кулаку держателем.
Иногда колодка, расположенная внутри прикрепляется непосредственно к держателю тормозного суппорта. Крепится данный механизм в держателе так, чтобы он мог скользить в сторону относительно направления вращения диска или поворотного кулака.
За всю историю автомобилестроения производилось несколько моделей плавающего суппорта. Ранние модели советского производства носили название скользящего, или механически направляемого.
Скользящий тип
Такой тип имел корпус, установливаемый между V-образными бороздками или желобками в держателе. Эти желобки выраженно ограничивали движения скобы в стороны. Скользящий суппорт тормозной сильнее заклинивается между корпусом и держателем и таким образом вызывает прихватывание тормоза даже в случае хорошо смазанных V-образных желобков.
Любые детали, участвующие в данном процессе, подвергаются механическим воздействиям, изнашиваются. Несмотря на сохраняющуюся работоспособность, имеющиеся неисправности негативно влияют на остальные составляющие части.
Неисправности переднего суппорта на Mazda 3 приводят к неравномерному истиранию диска и колодок. Резкое торможение при этом вызывает появление неприятного скрипа и запаха. Из-за уменьшения площади сцепления, площади колодки и тормозного диска, колодки подвержены быстрому, выраженному перегреванию, в результате чего сцепка значительно снижается.
Причины быстрого перегрева колодок
Существует три основные причины, вызывающие данную поломку. Самая частая и легко ликвидируемая – это загрязнение рабочих частей колодки. Она нарушает их нормальное движение.
Следующая причина — поврежденные направляющие тормозного суппорта, на которых он передвигается по рабочим поверхностям.
Третья по частоте причина – изнашивание, поломка самого суппорта. Исправный тормозной суппорт обязательное условие правильного функционирования всей системы и эффективного торможения.
Обслуживание суппортов
Для содержания суппортов Мазда в исправном состоянии требуется их периодическое обслуживание. В общем случае ремонт суппортов и обслуживание состоит из разборки, чистки, смазывания специальной смазкой, последующей сборке и установке.
При обнаруженных повреждениях необходимо провести ремонт суппортов. Одновременно необходимо проверить целостность резиновых уплотнителей, поскольку большинство неисправностей приводят к их повреждению.
Смазка
Выбор смазки, используемой при обслуживании, является определяющим фактором продолжительности работы тормозного суппорта. Обычная смазка становится слишком жидкой и вытекает, так как скоба при своей работе выражено разогревается.
При обслуживании тормозного механизма рекомендуется использовать специализированную смазку, практически каждый ремкомплект суппорта содержит смазку необходимого качества.
Когда производят ремонт суппортов и обслуживание решают с следующие задачи: разборка, очистка от сохранившейся старой смазки, смазывание специальной свежей смазкой, проверка целостности резиновых уплотнителей и их замена при обнаружении повреждения, сборка всего в обратном порядке.
Ремонт суппорта Mazda — снятие и установка
Начиная ремонт суппортов Мазда, стоит приготовить оригинальные запасные части и ремкомплект, лучше по одному на каждый.
Весь механизм находится за колесом. Следовательно, ослабляем гайки, крепящие переднее колесо, поднимаем переднюю часть автомобиля, укрепите на подставках и снимаем переднее колесо. Затем поворачивает руль максимально в ремонтируемую сторону.
Для смены тормозных колодок переднего суппорта отверните нижний болт, с помощью которого он крепится к скобе, и откиньте корпус вверх. Снимите изношенные колодки, запомнив их положение. На их место установите новые, соблюдая положение.
При необходимости полностью снять скобу, выполните следующие действия:
1. первый шаг рассмотрели выше — открутите нижний болт, крепящий на скобе корпус суппорта, и откиньте корпус вверх, извлеките тормозные колодки со своих посадочный мест;
2. отверните верхний болт крепления и подвесьте его на шпагате или проволоке на элементе подвески. Тормозной шланг при этом не отсоединяйте;
3. открутите болты, крепящие скобу к кулаку, и извлеките скобу вместе с фиксаторами колодок и направляющими.
Извлечь поршень из корпуса скобы можно несколькими способами.
При нажатии несколько раз на педаль тормоза поршень под давлением выводится сам, при этом потечет тормозная жидкость. Поэтому следует быстро пережать шланг. Этот метод самый эффективный, если отсутствует сжатый воздух.
По инструкции выдувать поршень нужно сжатым воздухом. Будьте осторожны, чтобы не получит травму вылетевшим поршнем.
Третий вариант – зажать корпус в тиски и, прокручивая поршень по кругу, извлечь его с помощью крокодилов.
Отсоедините тормозную магистраль и закупорьте её для сохранения уровня жидкости в бачке.
Перейдем непосредственно к разбору суппорта и скобы. Для разбора корпуса остается снять стальное уплотнительное кольцо и пыльник поршня. Чтобы предотвратить повреждение зеркала цилиндра, производите съем кольца неметаллическим инструментом.
При разборе скобы запоминаем положение фиксаторов тормозных колодок, снимаем их, извлекаем направляющие и их пыльники, проверяем сохранность резьбы.
Применяя чистящие жидкости, аккуратно начищаем составляющие суппорта до блеска. Осматриваем состояние поверхности тормозного цилиндра и поршня на предмет наличия царапин и задиров.
Правильнее перед началом сборки иметь на каждый механизм полный ремкомплект суппорта.
Переходим к сборке передних дисковых тормозов Мазда
Капнув немного тормозной жидкости на уплотнительное поршневое кольцо, установите его в нижнюю канавку. Следует проследить, чтобы кольцо не перекрутилось.
В верхнюю канавку цилиндра установите пыльник поршня и закрепляем его стопорным кольцом. Новый пыльник также содержит ремкомплект суппорта.
Предварительно омытый тормозухой поршень цилиндра, преодолевая лёгкое сопротивление, установите в цилиндр суппорта. Пыльник должен находиться точно в посадочной канавке на поршне.
На скобе на свои места установите пыльники. Направляющие со следами ржавчины лучше заменить на новые. Очищенные колодки должны ложиться без застревания. Внутреннюю колодку установите пружиной в упор с поршнем. Затем наденьте суппорт и направляющие.
Установите пружину и наденьте колпачки. Тормозную магистраль возвратите на скобу и закрутите на полный болт с уплотнителем.
Продуйте воздухом штуцер и очистите место стыковки шланга. Из шланга должна пойти тормозная жидкость без воздуха. Затягиваем штуцер и прокачиваем педаль тормоза. Для равномерного срабатывания тормозов целесообразно производить замену на всех колесах.
Результатом работы будет более четкое и информативное срабатывание тормозов.