Бортировка колес — это процесс снятия камеры или покрышки с диска или обода с целью ее замены (починки). Операция это достаточно несложная, но имеет свои нюансы, так что лучше, конечно, обратиться в шиномонтаж, где профессионалы вам в два счета выправят новую «обувку».
Если же подобной возможности у вас нет: вы застряли где-то посреди трассы с пробитой шиной, и вокруг нет ничего, кроме вашей машины, того самого булыжника (гвоздя и прочего), который стал причиной поломки, ремпакеты (в идеале — запасной камеры), и собственно вас, значит придется обходиться своими силами. Эта статья научит вас, как правильно бортировать колесо, и легко выходить из подобных затруднительных ситуаций.
Инструменты для бортировки колес автомобиля
Для начала Вам следует убедиться, в том, что в Вы приготовили все требуемые инструменты:
- инструмент для снятия колеса — сюда можно отнести домкрат, телескопический баллонный ключ, возможно, «коловорот». Коловорот в сочетании с телескопическим ключом может быть весьма эффективен при откручивании гаек.
- инструменты для бортировки колес — 2 монтажные лопатки («монтировки»). Профессионалы, которые на замене колес собаку съели, могут обойтись и одной, но раз вы читаете статью о том, как бортировать колесо своими руками — одной вам не обойтись.
Также вам нужны сменная покрышка и/или камера, насос для ее накачивания, или ремнабор, если вы собираетесь просто заклеить пробоину.
Если дело происходит летом, или хотя бы в относительно теплое время года — все в порядке, можете приступать к бортировке.
Если же вам «повезло» повредить шину в холодное время года — лучше всего работать с ней в помещении: в различных температурных режимах резина проявляет разные свойства, а при температуре ниже нуля по Цельсию становится менее пластичной и податливой, что может привести к ее дополнительным повреждениям.
Так что если есть хоть маленькая возможность бортировать колесо в помещении — постарайтесь ею воспользоваться.
Инструкция по бортировке колес своими руками
Первое, что вам нужно сделать — это снять колесо с оси. Процесс бортировки колеса автомобиля — достаточно простой в плане техники выполнения, но в то же время очень тяжелый в плане физической нагрузки. Вам надо с помощью домкрата приподнять автомобиль, ослабить гайки и снять колесо с оси. В целом от типа средства передвижения зависят различия способа снятия, так что с этим вам придется разбираться уже на месте.
Здесь возможны первые затруднения, так как гайки на колесах имеют свойство запаиваться, и открутить их в этом случае — задача посильная только для хорошо физически подготовленного человека.
Когда вы сняли колесо — соберите все отсоединенные детали, и сложите их так, чтобы они не потерялись. Этот совет может показаться глупым, но на самом деле мелкие детали при такой попытке бортировать колесо «на коленке» теряются очень часто.
Теперь, когда вы сняли колесо, следует его спустить. Для этого переворачиваем другой стороной, навинченный на ниппель шины, колпачок, вставляем в ниппель и откручиваем его. Во время этого вы должны услышать характерный свист выпускания воздуха.
С этого момента и начинается собственно бортировка колес. Для начала необходимо понять, что вам собственно нужно. Если вы хотите просто поставить латку на шину, значит вам нужно снять только покрышку.
Для этого подцепляем покрышку около ниппеля монтажной лопаткой, и, двигая ею по кругу, осторожно снимаем ее с камеры. Важно не вынимать лопатку и двигать ею очень аккуратно, для того, что бы дополнительно не повредить камеру. Другой монтажной лопаткой при этом нужно поддеть покрышку и вытащить наружу. Как только вы сняли покрышку — процедура бортировки завершена.
Теперь следует найти пробоину в камере. Самый простой способ — закачать в камеру немного воздуха и погрузить ее в емкость с жидкостью. Место повреждения сразу заявит о себе поднимающимися пузырьками. А если такой возможности нет? Можно попробовать накачать в шину немного воздуха, а затем прослушать ее, поднеся к уху и сдавливая по кругу. Возможно, различив едва уловимый ухом писк, вы найдете место пробоя.
Также в этом вам может помочь мыльный раствор, которым можно приготовить из любого мыла, которое найдется у вас в бардачке и всего нескольких грамм воды. «Подозрительное» место смажьте мыльным раствором: повреждение проявит себя надувающимся мыльным пузырем.
После того, как вы обнаружили дыру — обсушите камеру, зачистите точку разрыва наждачной бумагой, нанесите клеевой состав, который есть в ремонтном наборе, на место, где будете клеить заплатку. С заплатки снимите наклейку, и тоже намажьте клеем. Приложите заплатку к точке повреждения, разгладьте, и поместите на время под пресс.
Это нужно, для того чтобы между поверхностью шины и заплаткой не осталось воздуха. Если клей высохнет — надуйте камеру, и убедитесь, что она не пропускает воздух. Затем выпускаем воздух, после чего переходим к процедуре бортировки.
Вкручиваем ниппель камеры в диск с заранее одетой покрышкой. Устанавливать камеру необходимо со стороны противоположной соску. С помощью монтажной лопатки вправляем авто-камеру по кругу в ободок. Здесь следует отметить два очень важных момента. Не стоит этим принебрегать.
Первое — это то, что для уменьшения трения между ободом колеса и самой камерой (чтобы не так сильно пострадала резина), ее можно смазать мыльным раствором, или специальной смазкой на силиконовой основе. И то, и другое снижает трение между ободом и автошиной, и облегчит процесс бортирования.
Второе — необходимо проследить за правильным направлением покрышки. Во многих покрышках указано направление вращения, которое можно выяснить по подписям на боках или узору протекторов. Когда камера с покрышкой полностью вправлена, следует зафиксировать ниппель, вкрутить его и накачать колесо.
Вот и все, бортировка колеса прошла успешно, можно приступать к его дальнейшему использованию.
Форсмажорные случаи
Случаются и другие причины бортировки колес. Например, случайная разбортировка при застревании колеса в яме, или по другим обстоятельствам. В этом случае многие источники советуют проводить бортировку взрывом.
Суть этой кропотливой процедуры состоит в следующем: колесо представляет из себя обод с частично слезшей с него камерой. Поэтому перед бортировкой колеса необходимо очистить внутреннюю часть камеры от грязи и пыли, равно как и внутреннюю часть обода.
Теперь, когда все подготовлено, туда, в шину вливается небольшое количество бензина, или другого хорошо испаряющегося горючего. Колесо надо хорошенько покрутить, чтобы пары бензина смешались с воздухом.
Затем — придавить шину сверху, чтобы максимально сжать щель между нею и ободом, в которую вставить запал (как правило советуют делать из туалетной бумаги), и запал поджечь. Если все сделано правильно — взрыв расширить камеру настолько, чтобы она идеально «оделась» обратно на обод. После этого надо быстро подкачать колесо.
Часто подобная техника не срабатывает и шина просто загорается: или щель слишком широкая, или бензина много, или испарялся плохо. Мы советуем не пользоваться подобным способом, так как он гораздо опаснее традиционного, и срабатывает не наверняка. Бортировка колес своими руками — это тяжело и непонятно только в первый раз, а дальше подобные действия входят у автомобилистов в рутину.
Бортировка колес подручными средствами (видео)