Автомобиль и тахометр неразделимы! Тахометр автомобиля — это прибор, который показывает владельцам автомобилей, сколько раз коленчатый вал успевает прокрутиться вокруг своей оси за минуту времени.
В первую очередь такая информация нужна водителю с форсированным двигателем.
Такой мотор требует очень трепетного внимания и жесткого контроля оборотов.
Для того, чтобы перейти к вопросу ремонта тахометра и его конструирования своими силами, разберемся что такое тахометр.
Тахометр – устройство, применяемое для вычисления количества оборотов мотора автомобиля, а также других вращающихся деталей. Замер такого показателя производится в единицу времени или, соответственно, линейно скорости движения. Он определяет, момент наибольшего крутящего момента двигателя, но при больших оборотах сжигается больше количество топлива.
Назначение тахометра — облегчение выбора водителем передачи, что продлевает ресурс мотора до максимального срока службы. Это означает, что водитель, видя красную зону, к которой приближается стрелка датчика, должен переключать передачу на более высокую.
Хотя, большинство водителей могут определять такой момент и по звуку мотора и по ощущениям езды. А вот новички активно пользуются показателями данного прибора. Тахометр применяется как для холостого хода, так и для контроля во время движения за частотой вращения вала мотора.
Принцип работы тахометра
Принцип работы данного устройства — регистрация числа импульсов от разных сопутствующих датчиков и порядка их поступления вместе с паузами в регистрации этих импульсов. Просчет производится несколькими способами — в обоих направлениях, в обратном и в прямом.
Для того, чтобы эти расчеты превратились в понятные для человека показатели, они трансформируются в условные величины — минуты, часы, метры, секунды и др. Также тахометры предполагают возможность обнуления всех значений, собранных ранее.
Показатели устройства также условны и примерно колеблются в точности 500 об/мин, а современные качественные показатели тахометров — до 100 об/мин. Самые точные тахометры для авто – цифровые, в старых моделях используются аналоговые.
Тахометр для авто имеет такой набор элементов:
• АЦП в 8 разрядов;
• панель ЖКИ;
• Оптрон для отслеживания клапана холостого хода;
• Центральный процессор;
• Микросхема процессора;
• Датчик температурного параметра жидкости.
На вид такой прибор похож на обычное табло с показателями в виде цифр. Также там отображается дополнительная информация, например, подсчеты оборотов вала. Использование именно цифрового варианта тахометра обусловлено тем, что он очень удобен для настройки разных устройств, для водителя такая точность может быть и не так сильно нужна.
Распространенный на сегодня во многих авто вид аналоговых тахометров имеет такую структуру:
• магнитная катушка;
• микросхема;
• стрелка;
• градуированная шкала;
• провода для считывания информации.
Показания датчика производятся в виде отображения стрелкой на нанесенной задней планке показаний по шкале. Для того, чтобы произвести ремонт тахометра своими руками аналогового варианта, потребуется гораздо меньше усилий и техники. В этом он, безусловно, удобнее цифрового.
Методы установки
По методу установки тахометры могут отличаться друг от друга очень сильно. В частности, самые распространенные виды — автомобильный выносной и штатный тахометр.
Первый вид подразумевает, что он будет установлен на передней панели – на «торпеде» для того, чтобы авто имело вид более современный и спортивный. Конструкция такого устройства имеет специальные удобные ножки.
Второй вариант — штатный тахометр – встраивается в приборную панель. Он более привычен для автомобилистов и идет в комплектации абсолютно с любой моделью.
Тахометр своими руками сделать можно, однако, перед его использованием в машине следует не один раз его проверить в разных условиях, так как иначе прибор не будет выдавать вам реальных значений.
Для того, чтобы сделать цифровой вариант не нужно будет прибегать в разным сложным микросхемам, поэтому при некоторой сноровке и внимательности у вас должно прекрасно получиться.
Переключение режимов устройства такой модели может проводиться трехпозиционным переключателем, а самих этих режимов будет два. Информация от тахометра будет выводиться на экран с помощью диодной подсветки, как это делается, например, для цифрового табло часов.
Основные технические характеристики тахометра, которые нужно будет настраивать при самостоятельной его разработке:
• Tок потребления не более 8 мА;
• Напряжение 9-18 В;
• Диапазон оборотов: при замкнутых контактах 0-6000, при разомкнутых контактах 0-2000 оборотов.
Также для того, чтобы создать тахометр самостоятельно, потребуется некоторый набор инструментов, среди которых обязательный – паяльник. Умение им пользоваться также пригодится. Далее разработка прибора должна осуществляться по схемам, которые можно найти на специализированных сайтах по электротехнике.
Если вы не можете сделать всю работу самостоятельно, то лучше поручить хотя бы установку специалистам или тем, кто хорошо разбирается в устройстве машин, понимает что должно к чему присоединяться для корректного отображения показаний на табло.
Ремонт тахометра своими руками
Если у Вас стала прыгать стрелка тахометра, как бешеная или просто падает на ноль и не работает, то первым делом снимите и разберите приборную доску. Отсоедините все провода и открутите тахометр.
Причина неработоспособности устройства заключается в застарелости и осыпания припоя на контактной плате. Для ремонта и восстановления работы тахометра, возьмите паяльник с небольшим наконечником и опаяйте всю рабочую поверхность платы.
Самое главное не спешите, мне пришлось перепаивать 3 раза,и всё потому, что хочется побыстрей. Последний раз паял аж 40 минут, но зато уже почти год всё работает и никаких проблем с тахометром.
В обратной последовательности соберите отремонтированный тахометр и приборную панель. Всё должно работать. Если стрелка прибора опять беспорядочно запрыгала, то это означает, что Вы где-то неудачно опаяли контакты микросхемы. Придётся всё повторить заново.
Такие поломки с прибором происходят не только на автомобилях Мазда или Ниссан, эти же проблемы часто встречаются на стареньких автомобилях, которым уже более 10 лет.